EQ-барометр: 10 навыков эмоционального самоконтроля, которым стоит научиться подросткам
Подростки и эмоциональная саморегуляция, могут ли существовать вместе или это из области фантастики? О том, как держать себя в руках, но не в ежовых рукавицах рассуждает Линда Стэйд, педагог с 25-летним стажем, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии.
От детей школьного возраста, тем более от подростков, мы ожидаем контроля над собой. Это серьезное требование. А еще оно не вполне реалистично. Эмоциональная зрелость — долгий процесс. Процесс формирования мозга завершается только после 20 лет, а до этого мозг подвержен влиянию гормонов. Мы также недооцениваем, сколько ребенок действительно прикладывает усилий для саморегуляции в течении дня. Например: утром встать с улыбкой, быстро собраться, молниеносно позавтракать, с энтузиазмом идти в школу, увлеченно слушать там учителя, не драться, не кричать, не смотреть в окно, стесняться подойти к девочке/мальчику, который нравится, справиться с ударом от «двойки» по контрольной и так далее. Все это очень утомительно. А еще я считаю, что школьная форма тоже угнетает.
10 навыков эмоционального самоконтроля
Что же должны уметь дети в старших классах в плане самоконтроля? Доктор психологии Элис Бойс утверждает, взрослея, они должны приобретать следующие навыки:
- Определять, какую именно эмоцию они чувствуют.
- Определять, какие именно эмоции испытывает другой человек.
- Начинать и заканчивать дело/задание, несмотря на волнение.
- Справляться со стеснительностью.
- Уметь вести искренние разговоры.
- Уметь не поддаваться давлению кого бы то ни было.
- Уметь успокаиваться и держать эмоции под контролем
- Уметь успокаивать других людей.
- Уметь не перевозбуждаться при позитивных эмоциях.
- Уметь ждать, откладывать удовольствие.
Я бы еще добавила, что есть посторонние факторы, влияющие на нашу способность регулировать эмоции: недостаток сна, недостаток физической активности, голод, употребление наркотиков и алкоголя.
Когда возникает проблема
Педагогический подход изменился не так давно: теперь мы говорим на спортивных соревнованиях, что главное — участие, главное — дружить, стараемся развивать в детях эмпатию и самооценку. Но у многих родителей остался подход: «Не реви, не будь размазней», тут говорить о чувствах просто не принято. И вот у таких детей могут возникнуть проблемы, дезадаптация, дети выражают свою боль через такое поведение, что выливается в:
- избегание эмоций;
- демонстративное поведение и хамство;
- агрессия;
- чрезмерное пользование соцсетями;
- нанесение себе увечий («чтобы хоть что-то почувствовать»);
- употребление алкоголя и наркотиков;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми (уход в более безопасный мир);
- расстройства питания
- ранняя и беспорядочная половая жизнь.
Чем могут помочь взрослые?
Создать благоприятную обстановку
Взрослые, например, могут создавать для детей в школе и дома обстановку, располагающую выражению эмоций, давать им возможность высказаться без боязни, что им «заткнут рот», ведь есть границы для поведения, а границ для эмоций — нет. Нужно создать в детях устойчивое ощущение принадлежности. Тут главные инструменты — ритуал и безопасность. Если дети будут чувствовать свою принадлежность к определенному месту и людям, они будут смелее высказывать свои эмоции и не бояться осуждения, а так же спокойно регулировать их.
Проявлять эмпатию
Взрослые могут отвечать на проявления детских эмоций с эмпатией и учить этому детей: детям нужно чувствовать, что их слышат.
Работать над своей собственной регуляцией эмоций
Говорите с детьми, что вы делаете, когда нужно справиться с какой-то эмоцией. Вот несколько практических приемов, которым следует научить детей:
- Поговорить самому с собой.
- Медитация.
- Сделать перерыв, отвлечься.
- Заняться спортом.
- Поговорить с кем-то, кто хорошо слушает.
- Дыхательные упражнения.
При этом говорите об этих стратегиях с детьми только тогда, когда они спокойны и могут воспринимать информацию. Учите также детей, что положительные эмоции также нужно модерировать. Кроме этого, отбросьте гендерные предрассудки: мальчик имеет право «плакать как девчонка», а девочка может разозлиться как «злой мальчишка». Кстати, не забудьте сказать детям, что поплакать иногда очень помогает. И просто будьте рядом.