Интернаты: необходимость или данность? Задумывались ли вы, что чувствует ребенок в интернате?
История и наследие Советского Союза весьма противоречивы. Большинство характерных для Советского строя негуманных и недопустимых вещей очевидны. Но, к сожалению, есть такие аспекты жизни общества, которые стали привычными и естественными для нас. Одна из таких сфер - интернатная система. По результатам опроса около 80% людей считают интернаты хорошей и полезной альтернативой для детей лишенных родительской опеки. И, конечно, большинство из этих людей никогда не посещали интернат и не смотрели в глаза ребенку-сироте.
Просто мы привыкли жить с этими знаниями и в этой системе: ясли, детский сад, школа, интернат. Все это необходимые и обыденные вещи, без которых жизнь представить себе сложно, но возможно… И все больше людей задумываются о том, чего больше несут эти учреждения: пользы или вреда? И можно ли организовать жизнь общества иначе? Можно! Мировой опыт и опыт наших соседей, даже стран с близким нашему уровнем экономики - Болгарии и Молдовы подтверждает это. Многие европейские страны задались целью и планомерно и постепенно провели реформу интернатной системы, отказавшись от интернатов в пользу семейных форм воспитания.
Минутка истории. Интернаты, как и ясли, получили распространение и оправдывали себя в первой половине XX века, когда из-за последствия Первой и Второй мировых воин множество детей остались без родителей. И тогда, проживание большого количества детей на маленькой площади, о которых заботится один или два человека считалось нормой. Это также объясняется тем, что в то время наука психология не была столь популярна и развита. Считалось, что до 3-х лет эмоциональная и чувствительная сфера детей не развиты настолько, что физического ухода за ними достаточно, а любить детей не обязательно. Только в 50-ых годах XX столетия британский психиатр Боулби описал и доказал теорию привязанности, которая гласит, что первые часы, дни и годы жизни ребенка наиболее важные, для формирования здоровой привязанности, ощущения того, что ребенок любим и значим. Взаимоотношения с мамой и близкими людьми закладывают основу самооценки и ложатся в основу всех последующих отношений в жизни ребенка.
Времена изменились, наука и общество развиваются, а интернатная система осталась незыблемой.
Теперь немного цифр, к сожалению, данные за 2014 год, но общая картина ясна: в Украине 80 тысяч детей проживают в 652 интернатах, бюджет которых на 2014 год составлял 5,7 млрд. грн. (до начала военных действий эта сумма была равна годовому бюджету Украинской армии), на каждого ребенка-сироту выделяется 6 тысяч гривен в месяц, меньше 10% из этой суммы идет на потребности ребенка, остальные на обслуживание здания и оплату сотрудников.
Статистика выпускников интернатов:
20% - имеют судимость
14% - занимаются проституцией
10% - заканчивают жизнь самоубийвством, т.к. оказываются абсолютно не приспособленными к реальной жизни вне стен интерната.
Только 10% выпускников интегрируются в общество.
К сожалению, в этих данных нет еще одной важной цифры, числа детей, которых выпускники интернатов отдают туда же, часто в интернат из которого выпустились сами. Вот такой замкнутый круг, интернатная система воспроизводит сама себя.
Вот, что по поводу интернатной системы говорит Николай Кулеба Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка: «Интернатная система калечит детство, потому что это система коллективного присмотра. Это, как армия. Я очень часто общаюсь с детьми и знаю обо всех ужасах интернатов – детской дедовщине, обидах, избиениях, насилии над детьми.
Поэтому единственный выход, который вижу – сконцентрироваться на сохранении семьи максимально, помочь ей с проблемами, чтобы ребенок рос в семье. Если это невозможно – детский дом семейного типа, приемный семьи».
Нам очень тепло от того, что у власти есть люди, которые знают о реальном положении вещей и стремятся к переменам. Конечно, процесс реформирования не очень быстрый, но возможный, благодаря усилиям власти и повышению осознанности граждан.
В следующий статьях мы расскажем вам о том, как благодаря большим сердцам и огромным усилиям небезразличных людей, детей в интернатах становится все меньше, а альтернатив интернатной системе все больше!